Дворец Наранджестан

Шираз, Иран, март 2007 года

(Bagh-e Naranjestan, Shiraz, Iran)


   Шираз – древний город, жемчужина иранских городов, научный, культурный и духовный центр Персии. Сам город, в XVIII веке три десятка лет бывший столицей Персии, весьма богат достопримечательностями – древний рынок Вакхиль, крепость Карим-Хана, множество дворцов и мечетей, могилы двух самых почитаемых поэтов Персии – Саади и Хафиза. Кроме того, недалеко от него расположены такие достопри­мечательности как Накш-е Рустам с его высеченными в скалах гробницами, а также древние столицы эпохи Ахеменидов – Персеполиc и Пасаргады. В общем, для обстоятельного знакомства с городом нужно не менее пяти дней. Так как мы собирались быть в Ширазе всего два, дворец Наранджестан не входил изначально в наши планы.
   В путеводителе Lonely Planet о нем написана всего несколько строк. Но местный житель, наш гид и водитель, Фархад, уверил нас в том, что посетить его надо обязательно. Мы прислушались к его совету, и, надо сказать, не пожалели. Дворец невелик, и на его осмотр у нас было всего 40 минут, но если б мы располагали временем, то провели бы там не менее двух часов...
   Дворец Наранджестан был построен в 1879-1886 годах и являлся резиденцией и приемным залом наместника шаха в провинции Фарс. Жемчужина дворца - церемониальный зал, украшенный множеством больших зеркал в чеканных рамах, зеркальной мозаикой и красивой росписью. С 1966 года здесь музей. Самые красивые комнаты экспонируются сами по себе. В остальных комнатах, ранее предназначавшихся для многочисленных жен намест­ника, расположена экспозиция, посвященная истории Ирана.
   Сады многих дворцов Ирана украшают апельсиновые деревья, которые зелены и радуют глаз круглый год. Но только в названии именно этого дворца отражена эта традиция. "Наранджестан" в переводе означает "Апель­синовый сад". Итак, мы у входа...

вход в дворец Наранджестан

   Пройдя в неприметную арку, попадаешь в уютный дворик с бассейном, пальмами, апельсиновыми деревьями и клумбами. С пыльной и невзрачной улицы попадаешь в цветущий сад. Сразу бросается в глаза его чистота и ухоженность. Посетителей, как видно, практически нет.

дворец Наранджестан, вид от входа

   Украшение мозаикой - излюбленный прием декора иранских строителей. Мозаикой выложен бассейн и фасад террасы дворца.

мозаика на фасаде дворца Наранджестан

   Присмотревшись, можно заметить, что некоторые плитки мозаики перепутаны. Видимо, мастера XIX века были искусней реставраторов XX века.

мозаика на фасаде дворца Наранджестан

   Подходим ближе, вот общий вид центральной террасы, которая искусно отделана деревом, зеркальной мозаикой и росписью. В центре фото, кстати, не местный житель, а мой друг и компаньон по походам, Роман.

центральная терраса дворца Наранджестан, вид снаружи

   А теперь заходим внутрь террасы и тихо обомлеваем...

центральная терраса дворца Наранджестан, вид снаружи

   Стены, а особенно потолок здесь просто невероятной красоты! Солнечные лучи отражаются и играют в тысячах зеркал. Потолок, я считаю, надо запечатлеть отдельно...

потолок террасы дворца Наранджестан

как и некоторые детали его отделки. Роспись, как видно, скорее европейская, чем персидская.

детали потолка террасы дворца Наранджестан

   На минутку отрываем взгляд от внутреннего убранства террасы с бросаем взгляд во внутренний дворик, в сторону входа. Так и представляю себе наместника, пьющего чай в окружении почетных гостей, а по саду, среди фонтанов и апельсиновых деревьев гуляют все его 20 жен...

вид от террасы дворца Наранджестан

   Но терраса – это еще не все. Соседняя с террасой комната просто поражает воображение! Она высотой в два этажа и практически вся облицована зеркалами! На потолке уже нет росписи, а только сплошная разноцветная зеркальная мозаика, переливающаяся и мерцающая при малейшем движении головы.

зеркальная комната дворца Наранджестан

   На стенах от пояса и до самого потолка нет ни кусочка не покрытого зеркалами.

детали отделки стен зеркальной комнаты

   Свет в эту комнату попадает через разноцветные витражи, отчего освещение становится еще более загадочным.

витраж дворца Наранджестан

   А детали отделки напоминают, что совсем рядом - две древние столицы эпохи Ахеменидов.

барельеф в зеркальной комнате

   Из этой комнаты не хочется уходить. Так что мы долго фотографируемся среди этого великолепия, в бесконечных отражениях зеркальных галерей.

я, анфас и профиль

   Следующие комнаты также тщательно украшены росписью по стенам...

роспись стен дворца Наранджестан

и потолку, которую можно увидеть в каждой комнате, если не забывать поднимать голову.

общий вид комнат дворца Наранджестан

   В большинстве комнат вместо окон - огромные витражи от пола до потолка, с видом на сад.

витраж в дворце Наранджестан

   Темы росписей прекрасно гармонируют с видом из окна.

деталь росписи стен в дворце

   Подробно смотреть сам музей уже просто не было времени, так что мы быстро пробежались по нему и выско­чили на воздух, в сад.
   Кроме мозаики, фасад дворца украшен барельефами на темы персидского эпоса. Им всего около 130 лет, но они в точности повторяют двухтысячелетние барельефы, которые можно увидеть в Персеполисе. Те же темы борьбы человека с дикой природой...

барельеф борьба перса и льва

и те же одухотворенные лица древних персов, которыми можно любоваться часами.

деталь росписи стен в дворце

   Посещаем второй этаж дворца, здесь комнаты уже обычной высоты, а есть и такая, которая представляет собой балкон по всему периметру стен с видом на зал на первом этаже. Это один из залов музея, росписи здесь не сохранилось, зато сохранилась мебель и посуда.

музейный зал в дворце Наранджестан

   Надо сказать, музей хорошо оснащен технически. Совершенно случайно в неприметной комнатке мы увидели охранника, сидящего перед дюжиной мониторов, хотя камер слежения я нигде не заметил. В некоторых залах играет музыка и что-то говорит невидимый экскурсовод. А когда в зале с балкончиком молодая пара слишком сильно перевесилась через перила, тот же охранник по громкой связи вежливо предупредил их, что этого делать не следует. В общем, чистота, ухоженность и порядок, несмотря на видимое отсутствие персонала.
   Наше время давно уже вышло, и мы спешим к выходу. На прощание, с мозаики у ворот дворца, нам улыбаются гостеприимные персы.

мозаика у ворот дворца

  
Павленко Евгений, Москва, март 2008г.


e-mail: perstt@mail.ru